Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Рекомендации психолога родителям выпускников по подготовке к сдаче экзаменов

Уважаемые родители!
Слово «экзамен» в буквальном переводе с латыни - «испытание». Дети в большинстве своем так и относятся к нему - как к очень серьезному жизненному испытанию: с повышенным чувством ответственности. Но даже если ваш ребенок всегда был самостоятельным в вопросах учебы (а если несамостоятельным - тем более!), контролировать его подготовку к экзаменам все равно придется. 
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче экзамена. Как же поддержать выпускника?

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- опираться на сильные стороны ребенка;

- избегать подчеркивания промахов ребенка;

- проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;

- создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;

- будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;

- поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не являет¬ся совершенным измерителем его возможностей;

- не повышайте тревожность ребенка накануне экза¬менов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение роди¬телей, и если взрослые в ответственный момент способны справиться со своими эмоциями, то подросток в силу своих возрастных особенностей может эмоционально «сорваться»;
- помните, здоровье вашего ребенка важнее, чем оценка. Наверное, в доме в эту пору должно быть тише и спокойнее, чем обычно. Атмосфера в семье вообще много стоит, а теперь и подавно. Избегайте конфликтов и снимайте напряжение. Научите детей верить, что им обязательно повезет. И не только на экзамене!
- подбадривайте детей, хвалите их за то, что они дела¬ют хорошо;
- не попрекайте ребенка деньгами, заплаченными репетитору. Это может вызвать чувство вины, а значит, и еще один стресс; 
- старайтесь повысить уверенность ребенка в себе, так как чем больше он боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок;
- наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудше¬ние состояния ребенка, связанное с переутомлением;
- контролируйте режим подготовки ребенка, не допус¬кайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно дол¬жен чередовать занятия с отдыхом;
- обеспечьте дома удобное место для занятий, просле¬дите, чтобы никто из домашних не мешал во время подго¬товки к экзамену;
- обратите особое внимание на питание ребенка: в период интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансирован ими комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу головного мозга;
- помогите ребенку распределить учебный материал (темы подготовки) по дням.
- познакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить его смысл и логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенок не владеет этими приемами, покажите ему, как это делается, на конкретном примере. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т. д.;
- полезно готовиться к экзамену вдвоем с товарищем, пересказывая друг другу пройденный материал,
- подготовьте различные варианты текстовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий, воспользуйтесь какими либо из них). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в выполнении тестов, поскольку эта форма существенно отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов;
- заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться по времени и правильно его распределять. Тогда у него будет навык концентрироваться на заданиях на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен;
- накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен хорошо выспаться и восстановить силы.
- если ребенок привык заниматься поздно вечером и ночью и это не наносит особого ущерба его здоровью, ломать стереотип не стоит — перестройка может потребовать боль¬ших усилий. Но все же ночью полезнее для здоровья спать. Сон должен быть не менее 8 часов.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: 
• пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
• внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
• если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Разделы сайта