ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД
Какая школа не стремится к тому, чтобы ее учащиеся стали умными, воспитанными, целеустремленными, с твердыми моральными принципами? В 21 веке востребованы люди образованные, амбициозные, гибкие в постоянно меняющемся мире, умеющие говорить и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в школе для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении. Но как организовать это самоуправление? Наша школа старается помогать подросткам, вовлекая самых активных в социально значимые программы, конкурсы, акции, операции ученического самоуправления.
Подчас многие не осознают, насколько грамотно организованное ученическое самоуправление поможет готовить школьников не только жить в обществе и государстве, но и вносить посильную лепту в его создание. И сегодня мы поговорим о том, что думают наши учителя об этом, и как наши школьники включаются в этот процесс саморазвития.
Я – лидер!
«Только работа в команде может дать положительный результат, и мы смогли привлечь к себе внимание и организовать дружную команду», - заметила И.Н. Хабарова, руководитель детского объединения по интересам «Лидер». Педагог уверена, что ее программа сейчас весьма актуальна, так как направлена на развитие коммуникативных навыков, а также на повышение психологической и эмоциональной устойчивости личности подростка. «Для того, чтобы учащиеся смогли в будущем реализовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, занять активную жизненную позицию, - рассказывает Ирина Николаевна. – Приобретать навыки лидерского поведения через различные виды деятельности – вот моя задача. На моих занятиях ребята знакомятся с детскими и молодежными общественными объединениями нашей страны, учатся правильно управлять временем, осваивают секреты общения в формальной и неформальной обстановке, с помощью специальных тренингов учатся разрешать конфликтные ситуации, участвуют в подготовке, планировании, разработке, проведении и анализа коллективного творческого дела». Стоит отметить тот факт, что упор на этих занятиях ведется на практическую часть. Так, например, на тему «Методика создания и проведения коллективных дел» на теорию отводится 4 часа, а на практику – 20 часов!
Кананович Надежда, учащаяся 7 «А» класса: «Нас учат работать с залом! Ведь это так здорово - чувствовать себя уверенно, когда на тебя устремлены глаза сотен зрителей»
Кузьмич Дарья, учащаяся 7 «В» класса: «Больше всего мне нравятся тренинги, игры и упражнения, которые помогают обрести уверенность и эмоциональную стабильность!»
Сурма Яна, учащаяся 7 «Б» класса: «Нас учат тому, как выходить из конфликтных ситуаций, уметь говорить «нет», когда это необходимо, отражать агрессивную атаку, сохраняя внутреннее равновесие. Ведь это так необходимо для нашей жизни!»
_______________________________________________________________________
Через трудности к творчеству
«Школьное самоуправление направлено на воспитание личности с активной жизненной позицией, - отмечает Ирина Леонидовна Зданович, - готовой к принятию ответственности за свои решения и стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению». Поэтому на уроках белорусского языка и литературы Ирина Леонидовна создает все условия для того, чтобы каждый подросток мог проявить себя. Во время урока-конкурса на лучшего рассказчика все ребята принесли свои сочинения. Работы были разные, все очень достойные. Но более всех по душе пришлось сочинение Осиюка Дмитрия, учащегося 7 «А» класса. Предлагаем вам познакомиться с этой замечательной работой.
Пакуль жыве памяць…
Гэтая гісторыя адбылася ў 1943 годзе, калі майму прадзеду споўнілася 14 гадоў. Ён быў старэйшым з шасцярых дзяцей у сям′і. Ішлі цяжкія ваенныя гады, усім прыходзілася нялёгка, але майму прадзеду нейкім чынам пашанцавала. Яго бацьку Аляксандра Аляксандравіча не прызвалі на фронт па стане здароўя. Акрамя гэтага, у вялікай сям′і Рабеяў быў конь (вялікая рэдкасць у ваенны час), які дапамагаў і дроў прывезці, і ўзараць палеткі, і даставіць ураджай да хаты. Жывёлу ўсе любілі і аберагалі: хавалі ад немцаў.
Аднойчы раніцай здарылася бяда: у бацькоўскую хату ўварваліся паліцаі, пад пагрозай зброі прымусілі бацьку перавозіць на коніку фашысцкую маёмасць. Мой прапрадзед вымушаны быў скарыцца і выканаць іх патрабаванні дзеля выратавання сваіх родных. Але, адмовіўшыся назаўсёды аддаць свайго кармільца-коніка, ён быў застрэлены фашыстамі.
Такім чынам, вайна ўсё роўна не пашкадавала майго прапрадзеда. Вярнуўшыся з фронту жывым, ён загінуў дома ад рук сваіх жа аднавяскоўцаў-здраднікаў. А самае жудаснае, што ўсе яго дзеткі засталіся сіратамі.
У нашай сям′і захавалася такая традыцыя: называць усіх хлопчыкаў Аляксандрамі. Гісторыя, пра якую я вам распавёў, здарылася з маім прапрадзедам Аляксандрам. Майго прадзеда звалі Аляксандр Аляксандравіч. Свайго сына, майго дзядулю, ён таксама назваў Аляксандрам. Калі ў сям′і дзядулі нарадзілася дзяўчынка, усе вырашылі, што на гэтым традыцыя скончылася. Усё ж такі мой дзядуля знайшоў выйсце: назваў дачку Аляксандрай. Нядаўна яна выйшла замуж, змяніла прозвішча, але я спадзяюся, што свайго сына яна назаве Аляксандрам. Няхай жыве наша сямейная традыцыя! Няхай у нашых сэрцах жыве памяць аб кожным салдаце вайны, памяць пра гераічнае мінулае роднага краю!
_______________________________________________________________________________
Раскрытие и реализация творческих способностей - это одна из составляющих школьного самоуправления. Будучи творческим человеком, Ирина ЛьвовнаГапон применяет на уроках и внеклассных мероприятиях различные методы и приемы, поддерживая любые начинания детей.
Под чутким руководством Ирины Львовны учащиеся пишут стихи, сочиняют рассказы, принимая участие в областных и республиканских конкурсах. Познакомимся и мы с удивительным и талантливым миром наших ребят. Учащиеся пробуют свои силы в республиканском конкурсе сочинений, эссе, стихотворений «Мая Беларусь. Мая будучыня».
Мой край зялены вельмі добры,
Люблю яго ў любую пору:
Зімой – вяселы і бліскучы,
Вясной – квітнеючы, пявучы,
Летам – сонечны і зорны,
А восенню золатам адораны –
Край, дзе птушкі, дрэвы і азеры,
Дзе прырода багатая разлеглася морам.
Люблю цябе! – скажу я краю.
Усім наведаць яго раю!
|
Совпель Маргарита, учащаяся 6 «В» класса
|
Мая родная зямля!
Ты прыгожа і міла!
Вельмі я цябе люблю,
Сваю родную зямлю:
Яе рэкі і лясы,
Птушачак усіх галасы,
Гарады твае, палі!
Не патрэбны нам Балі |
Балка Захар, учащийся 6 «В» класса
|
Евгений Гапон, учащийся 10 «А» класса
|
Беларусь – прекрасная страна.
И наши недобрые слова,
Плохое поведение, скандалы, разрушения
Приводят к ее ослаблению.
И чтобы проблем таких нам избежать,
Нужно новое поколение воспитать.
Оно возьмет все под контроль,
Проявит заботу и любовь,
Не будет все критиковать,
А будет работать и процветать.
Поднять страну с колен они ведь смогут.
Добраться до высот народу помогут.
И Беларусь, я верю, во всем мире
Звучать станет сильнее, шире!
Горжусь своей страной сейчас
И верю в счастливый будущий час! |
_______________________________________________________________________________
Глядя на светлые и добрые лица этих ребят, можно с уверенностью сказать – у них все получится!
Стоит помнить, что школьное и ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия учеников и учителя. Опытный и любящий детей педагог не только поможет ребенку в решении некоторых проблем, в желании самоутвердиться, но и сможет направить деятельность ребят в нужном направлении. Помните, что школьные годы – это определенный жизненный этап, когда формируются важнейшие качества характера ребенка, подростка. И очень многое зависит от педагогов, которые стараются воспитать истинного гражданина своей страны, порядочного человека и всесторонне развитую личность.
_______________________________________________________________________
Над номером работала С.В. Веремеенко