«ДРУГИЕ ДЕТИ». СИНДРОМ ДАУНА
«Другие дети», — так часто называют детей с одной лишней хромосомой в геноме. Такое отклонение от принятой нормы, как все в этом мире – достаточно условной, получило название — Синдром Дауна. В обществе существует ряд мифов по отношению к детям с синдромом Дауна.
Миф № 1. «Эти дети неизлечимо больны, потому что у них болезнь Дауна». На самом деле синдром Дауна — это не болезнь, а генетическое состояние, обусловленное наличием в клетках лишней хромосомы, вследствие чего ребенок развивается медленнее своих сверстников. Кроме того, у таких детей чаще встречаются проблемы со зрением, слухом, пороки сердца, почти для всех характерна слабость мышц. Но эти болезни встречаются и у людей с полным набором хромосом, их можно и нужно лечить.
Миф № 2. «Такие дети живут максимум до 16 лет». Это суждение может относиться лишь к отказникам, которые находятся в интернатах. Если человек живет в семье, где грамотно заботятся о его здоровье, он взрослеет и может вести обычный образ жизни — учиться, работать, дружить, влюбляться. За рубежом такие люди работают и официантами, и секретарями, и цветоводами, осваивают даже профессии актеров и музыкантов. Сегодня средняя продолжительность жизни людей с синдромом Дауна составляет 50 лет.
Миф № 3. «Дети с синдромом Дауна не способны к обучению. Об этом говорит и само название «down» — от английского слова «вниз». Это неверно. Синдром назван по фамилии английского врача Джона Лэнгдона Дауна, который первым описал его в 1862 году. Причиной возникновения мифа о том, что эти дети необучаемы, стали исследования, которые проводились в специализированных интернатах, где ребенок лишен родительской любви. Живя же в семье, такой «бесперспективный» ребенок в год начинает садиться, в два — ходить, в 2,5 — говорить и есть ложкой, в четыре — помогать маме и папе по дому. Со временем его можно отдавать в детский сад, а затем в школу. Все зависит от того, насколько успешно удалось откорректировать его поведение, развить навыки.
Миф № 4. «Ребенок с синдромом Дауна — плод асоциального поведения родителей, со мной этого не может случиться». По данным мировой статистики, один из 700 новорожденных появляется на свет с упомянутой хромосомной аномалией. Эта генетическая случайность может произойти в любой семье, независимо от национальности родителей, уровня их достатка, качества питания или наличия вредных привычек. Отчасти причиной может быть только возраст родителей.
Миф № 5. «Люди с синдромом Дауна неадекватны, им присуща агрессия, они опасны для общества». То, что окружающие иногда принимают за агрессию, на самом деле является просто непосредственностью характера, которая присуща людям с синдромом. Многим из нас нужно поучиться их основному таланту — искренности. Неслучайно их называют солнечными детьми. Они могут повести себя неадекватно только в тех ситуациях, когда их что-то пугает или они не понимают, что происходит вокруг. Поэтому так важно давать им больше возможностей общаться с окружающим миром и привыкать к нему. Вот здесь-то и нужны наши толерантность и доброжелательность.
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ
К «ОСОБЫМ ДЕТЯМ» В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
- в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
- в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.
А также проблема негативного отношения к таким детям со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми».
Следует помнить о педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
В процессе совместного обучения актуальны положительные взаимоотношения не только между учителем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями присущи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая наполняемость класса. Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуждения и формированию эмоциональной культуры детей. Проще предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, прохладных отношений, проявление безразличия и высокомерия, чем потом их исправлять.
Сниженная способность учащихся с недостатками в физическом и психическом развитии к самостоятельному функционированию, особенности познавательной деятельности и личности в целом определяют специфику и качество педагогической помощи со стороны взрослых людей по принятию и включению детей данной категории в среду обычных сверстников и ближайшего окружения.
В условиях интеграции необходимо формировать у нормально развивающихся сверстников адекватные установки в отношении особого ребенка: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
Рекомендуется для здоровых детей провести беседу, игру, помогающую им осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не понимает, почему он другой. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научили его играть, общаться.
Аккуратный внешний вид «особого» ребенка, его чистота и опрятность вызывают симпатию у нормально развивающихся детей, желание с ним взаимодействовать, поэтому педагогу рекомендуется формировать у ребенка привычку быть опрятным, носить чистую одежду и приучать осуществлять контроль за своим внешним видом. Данное требование достигается систематическим руководством со стороны педагога и единой системой требований в школе и семье.
Учащиеся с особенностями в развитии испытывают потребность в позитивном отношении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу необходимо более внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ним.
В классе для таких детей следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими детьми.
Для этой цели педагогу рекомендуется использовать следующие формы, методы и приемы:
- Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств личности особого ребенка (физическая сила и выносливость, трудолюбие, старательность). Так, для воспитанников с синдромом Дауна характерна аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность.
- Создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию детей к самостоятельности. Педагогу необходимо отмечать и положительно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка («посмотрите, какая красивая открытка получилась у Саши, он старался и выполнил работу быстро и аккуратно»).
- Демонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятельной жизни (овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи; ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с другими людьми).
- Примеры достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью. Например, американский актер Крис Берк с синдромом Дауна за исполнение главных и эпизодических ролей в фильмах и сериалах удостоен различных наград и премий. В Нью-Йорке есть школа, названная в его честь. К. Берк активно участвует в музыкальных программах, выпускает музыкальные альбомы, выступает в школах и на конференциях. Актер и музыкант утверждает: «Иметь синдром Дауна – это не значит, что вы не можете достичь звезд или даже стать одной из них».
- Оказание помощи особым детям со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).
- Чтение специальной популярной литературы, содержание которой формирует систему отношений к данной категории детей.
- Важное место отводится организации культурно-развлекательных и познавательных мероприятий для детей и их родителей (школьных праздников, утренников, выставок детского творчества, фотоэкспозиций, культпоходов, экскурсий и др.)
Работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей с особенностями возможно организовать с включением элементов тренинга. Логично выстроить структуру тренинга в виде нескольких основных блоков:
1. Просветительский блок:
а) информационный блок – призванный дать детям ответ на вопрос «что такое интегрированное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества интеграции детей с ОПФР, возможные трудности и проблемы;
б) законодательный блок– позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о белорусском и международном законодательстве, обеспечивающим право на равный доступ детей к образованию;
2. Так называемый психологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:
а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к детям с особенностями и в общем к людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;
б) развитие толерантности, формирование позиции принятия другого.
Основная цель занятий – формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение эмпатировать, элементарно налаживать контакты.
Таким образом, каждый ребенок, каким бы он ни был, - прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.
Включённость учащихся с особенностями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников повышает адаптационные возможности детей.
раскрыть » / « свернуть